Главные события года в театре и музыке — эпистолярное творчество общественных активистов. Три довольно значимых новости из мира культуры обратили на себя внимание в конце года. Во-первых, премьера спектакля «#неРевизор» по пьесе врио главы Курской области Александра Хинштейна в Театре Ермоловой в Москве.
Стоит отметить, что сцена была арендована театральной компанией «Культура», то есть спектакль антрепризный. Как бы то ни было, на фоне скудной театральной жизни критикам будет о чем поговорить. Предыдущий опыт показывает, что постановки по мотивам произведений чиновников обсуждаются только до премьеры и немного после. Думаю, что и на этот раз будет примерно так же, хотя в спектакле заняты довольно заметные актеры — Сергей Степанченко, Александр Клюквин, Георгий Мартиросян, Борис Каморзин, Оскар Кучера. Тут надо заметить, что основоположником жанра постановки произведений чиновников на драматической сцене стал Кирилл Серебренников, поставивший «Околоноля» Натана Дубовицкого, то есть Владислава Суркова. Но даже и это быстро стало историей. (Напомним, что Кирилл Серебренников покинул Россию в конце марта 2022 года. Тогда же Хамовнический суд Москвы снял с него судимость). Еще в Малом театре до сих пор идет спектакль «Смута» по мотивам произведений помощника президента Владимира Мединского, однако ближайшие спектакли запланированы только на конец февраля. Во-вторых, объявлено о смене руководства Севастопольского театра оперы и балета. Вместо известного танцовщика Сергея Полунина худруком стал солист оперы Большого и Мариинского театров Ильдар Абдразаков. Это показательная кадровая перестановка, которая подчеркивает, что требуется российским театрам в современных условиях. Эмоциональный и экспрессивный Сергей Полунин набил себе три татуировки с портретами Путина, в его лояльности сомневаться не приходится, однако он уже объявил, что уходит не только из театра, но и уезжает из России. Хотя Полунина можно назвать фриком, именно такие люди способны на прорыв, причем не только в театре, но и вообще в культуре. Только вот сейчас подобные персонажи стали «неформатом» — нужны скучные чиновники в пиджаках и галстуках, которые будут делать то, что никого не возмутит. Собственно, это и есть ответ на вопрос, почему в культуре довольно скудно представлена тема СВО. То есть получается так, что нетрадиционные ценности из театра убрали, а традиционные воплотить в существующих рамках невозможно. Поэтому даже Александр Хинштейн в литературном творчестве обращается к русской классике. В-третьих, есть важнейшая новость, на которую обратили очень мало внимания. Лидер группы «Звери» Роман Билык подал в суд на министра культуры Тверской области и комитет по физической культуре и спорту региона из-за отмены ноябрьского концерта, который должен был состояться в спорткомплексе «Юбилейный». Среди мотивов областной министр культуры Ксения Лаврова обозначила «неоднозначную позицию» артиста. И это при том, что Билык ездил выступать на Донбасс, после чего с отменами концертов не сталкивался. Контекст. 22 декабря Тверской суд частично вернул иск лидера группы «Звери», указав, что заявленное требование о защите деловой репутации не относится к компетенции арбитражных судов. Однако в части «требований о признании незаконным решения, выраженного в отказе в согласовании проведения концерта, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя» иск оставлен без движения, до 31 января 2025 года Билыку дан срок на предоставление необходимых документов. Также отмечается, что определение в части возвращения требования может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. И тут музыканту будет очень важным добиться своего, ибо именно это может отбить у региональных чиновников желание отменять выступления артистов по доносам «возмущенных общественников». В частных разговорах региональные чиновники от культуры рассуждают так, что им проще отменить концерт из-за того, что «дворец спорта не прошел проверку пожарных», чем разрешить, а потом вдруг получить окрик из Москвы, где на донос общественников могут среагировать — как, например, это уже было с «голой вечеринкой» в прошлом году. Получается такая региональная форма самоцензуры, у которой в нашей истории аналогов нет. Да, в советское время запрещали артистов и разгоняли театры, но тогда были понятные правила и единый центр принятия решений. Сейчас же никаких правил нет, есть только принцип «как бы чего ни вышло». Например, Коляда-театр спокойно дает спектакли в Екатеринбурге, в том числе на сцену выходит один из ведущих актеров Олег Ягодин. Но вот в Москве гастроли коллектива Николая Коляды были отменены из-за того, что он намеревался показывать спектакли с Ягодиным, который пару лет назад был оштрафован за дискредитацию армии. То есть в Екатеринбурге ему играть можно, а в Москве нельзя. При этом на Урале ему можно играть в театре, но нельзя выступать со своей музыкальной группой «Курара». Но бывает и наоборот. В Москве спектакли дает театр «Квартет И», а вот в Омске по доносу местного казачества его выступление вместе с Леонидом Агутиным могут запретить из-за того, что артисты якобы недостаточно поддерживают СВО. Причем, Агутин вместе с Егором Кридом и Бастой вошел в число тех, кто в 2025 году даст концерты в «Лужниках». То есть 86-тысячная арена, на которой мало кто помнит, когда в последний раз играли в футбол, будет, как предполагается, задействована всего три дня за год. Причина этого в том числе и в культуре доносов. Многие считают, что культурная жизнь в стране замерла потому, что звезды уехали в эмиграцию. Но оставшиеся ведь тоже могут собирать стадионы, взять хотя бы ту же группу «Звери». Правда, возникает вопрос, как в этой отравленной письмами общественников атмосфере планировать крупные мероприятия? Отмена гастролей Коляды-театр в Москве обошлась коллективу в 12 млн рублей убытка. А представьте, сколько можно потерять из-за отмененного концерта в «Лужниках»? Сейчас депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Виталий Милонов возмущается облегающими нарядами певца Шамана, чьи концерты отменяются в регионах из-за плохой продажи билетов. Тут, конечно, можно говорить, что певец никому неинтересен. Однако можно посмотреть и с другой стороны — люди просто отучаются ходить на культурные мероприятия по причине их отсутствия. И поэтому нужно понимать, что отмененный концерт группы «Звери» или Дианы Арбениной может привести к тому, что и вполне лояльный Шаман не продаст билеты и не найдет аудиторию. Культурное пространство едино, а не фрагментарно, поэтому в виде лоскутного одеяла, дырявого из-за вырезанных по доносам частей, оно существовать не сможет. Не зря в последние годы деятели шоу-бизнеса особенно полюбили многочисленные Дни города в регионах. Там гарантированы гонорары и аудитория. Однако и это тоже вызывает справедливое возмущение. Тот же Шаман вернул аванс за отмененное по требованию общественности выступление на Дне города в Орске, который в этом году пережил наводнение. О необоснованности таких трат говорит и вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков. Сейчас можно считать свершившимся фактом, что «возмущенная общественность» бесконечными жалобами на любое событие просто отравила культурное пространство. Причем, не для каких-то причисленных к иноагентам артистов или певцов, а для вполне лояльных. Можно прогнозировать, что в 2025 году по причине отсутствия офлайн-событий, «возмущенная общественность» более тщательно возьмется за кино. Хотя, надо сказать, что и там уже вырезают какие-то приключения Раскольникова и сцены из зарубежной киноклассики, причем, не только те, которые предписывает Роскомнадзор, но еще и те, которые могут быть неправильно поняты авторами доносов. Культура ведь всегда развивается на противоречиях. Еще недавно велось много споров по поводу творчества Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, но на их спектакли было не достать билетов. И ведь одновременно шли в театр к Эдуарду Боякову, а в кино экранизировали Александра Проханова. Когда же противоречий не остается, то если чей концерт и можно будет собрать, то только военного оркестра. Таким образом, ничего хорошего для культуры 2025 год в нынешней общественной атмосфере не несет. Кирилл Шулика
Свежие комментарии