На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РОСБАЛТ

988 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Долгушин
    dvm9183132090 Есть высокорентабельная технология газификации поселений Монголии, включая столицу, за счёт их собствен...В Монголии 77% те...
  • Eduard
    Ихорошо,это прежде всегр рассадник зла.Фейсбук бто тоже не только попки девушек и кошечки,это проукраинсквя пропоганд...В Чечне и Дагеста...
  • Eduard
    Ещё один недоносок!Житель Выборга на...

Полная хронология аварии Balticconnector, из-за которой России пригрозили перекрыть доступ в Балтийское море

Громкий скандал, связанный с аварией трубопровода Balticconnector, в этот вторник приобрел новый оборот. Напомним, что 8 октября перекачка газа по этой трубе, связывающей побережья Финляндии и Эстонии, была остановлена из-за аварийного падения давления, причем еще до выяснения причин случившегося начали выдвигаться версии, что к инциденту так или иначе причастна Россия.

После того, как подтвердилось, что газопровод поврежден из-за внешнего воздействия, европейские политики начали выступать со все более прозрачными намеками, указывающими на Москву. Называлось даже конкретное российское судно, находившееся в районе газопровода в момент аварии — атомный контейнеровоз «Севморпуть». Страсти продолжали накаляться, и дело дошло не только до обсуждения задействования 5 статьи устава НАТО, которая вводится в ответ на нападение на этот военный альянс, но даже до призывов перекрыть России возможность свободного судоходства по Балтийскому морю. Это нанесло бы нашей стране не только серьезный экономический ущерб из-за фактической блокады портов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, но и крайне осложнило бы транспортную связь с Калининградской областью. Однако после того, как со дна в месте разрыва газопровода был поднят предмет, похожий на якорь, финские правоохранительные органы заявили, что версия о причастности России больше не рассматривается как основная. Теперь в Хельсинки сосредоточились на китайском следе — в центре внимания оказался контейнеровоз Newnew Polar Bear под флагом Гонконга, который прибыл в порт Санкт-Петербурга 9 октября. В ходе предварительного расследования финнами установлено, что передвижения этого судна совпали со временем и местом повреждения трубы.
Как сообщает агентство «Интерфакс», появилась фотография Newnew Polar Bear, на которой видно, что якорная цепь судна спущена в воду. Это необычно, поскольку, как правило, нет необходимости бросать якорь в порту, когда судно уже пришвартовано у причала. © Wiki Что такое Balticconnector Расположенный в 350 км от Санкт-Петербурга двунаправленный газопровод между Инкоо (Финляндия) и Палдиски (Эстония) длиной 77 км был открыт 11 декабря 2019 года. Он соединяет эстонские и финские газовые сети, также предоставляя Финляндии доступ к подземным латвийским хранилищам природного газа в Инчукалнсе. На морском участке и финском наземном участке используется 500-миллиметровая труба с эксплуатационным давлением 80 бар (8000 кПа). За первый месяц работы Balticconnector обеспечил более трети потребности Финляндии в природном газе. В среднем в сутки объем поставок по трубопроводу может доходить до 7,2 млн кубометров, а его общая мощность составляет 2,6 млрд кубометров газа в год. Это не так уже много по европейским меркам, если учесть, что в 2022 году в страны Евросоюза и Великобританию было поставлено 415 млрд кубометров газа. Стоимость строительства Balticconnector составила 300 млн евро, из которых 206 млн составила субсидия, выданная Европейской комиссией. В целом Balticconnector является лишь частью широкой сети транспортировки природного газа из Литвы через Латвию и Эстонию в Финляндию. При этом с весны нынешнего года газ по этой трубе при изменении баланса спроса и предложения периодически поставляется в реверсивном режиме — из нового терминала сжиженного природного газа (СПГ) на финской стороне в Эстонию. © elering.ee Хронология событий 8 октября Около двух часов ночи операторы газотранспортной системы Balticconnector зафиксировали «нетипичное падение давления» в морской части газопровода. Финские и эстонские власти сообщили, что произошла утечка, после чего трубопровод был перекрыт. 9 октября Цены на фьючерсы на основной европейский газовый контракт подскочили на 15%, поскольку утечка на Balticconnector возродила опасения по поводу уязвимости энергетической инфраструктуры ЕС. 10 октября Президент Финляндии Саули Ниинисте заявил, что авария на трубопроводе может быть вызвана внешним воздействием. Также стало известно, что повреждения получил пролегающий рядом телекоммуникационный кабель. Финское издание Iltalehti со ссылкой на источники в дипломатических кругах и спецслужбах сообщило, что власти Финляндии подозревают Россию «в воздействии на газопровод». Глава Евросовета Шарль Мишель после телефонных разговоров с властями Финляндии и Эстонии призвал тщательно расследовать инцидент. Премьер-министр Великобритании Риши Сунак заявил о готовность оказать помощь Хельсинки и Таллинну в расследовании происшествия. Литва в связи с аварией на Balticconnector решила усилить охрану стратегических объектов. В Вильнюсе прошло совместное заседание объединенной группы по реагированию на угрозы и национального центра по управлению кризисами. Генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал повреждение трубопровода «серьезным инцидентом», который «будет встречен единым ответом НАТО». 11 октября В МИД ФРГ призвали основательно расследовать повреждение газопровода и заверили Финляндию и Эстонию в полной поддержке и солидарности. Литва усилила охрану СПГ-терминала и Клайпедского порта. В правительстве страны объявили о планах более тесно сотрудничать с союзниками по вопросам безопасности стратегически важных объектов Полиция Норвегии усилила охрану нефтегазовых объектов. 12 октября Центральная криминальная полиция Финляндии совместно с Эстонией создала следственную группу для работы по уголовному делу, возбужденному по факту инцидента с газопроводом. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон поддерживает Финляндию и Эстонию в идущем расследовании. Министр обороны США Ллойд Остин сообщил, что администрация Соединенных Штатов предложила Хельсинки любую помощь в следственных действиях. 13 октября Президент РФ Владимир Путин заявил, что утверждения о возможной причастности России к подрыву газопровода Balticconnector — «чушь собачья» и призваны лишь отвлечь внимание от теракта Запада против «Северных потоков». 17 октября Министр по делам гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин сообщил о повреждении еще одного подводного объекта — телекоммуникационного кабеля, проходящего между Эстонией и Швецией. По предварительной оценке, оно связано с повреждениями газопровода Balticconnector и оптико-волоконного кабеля между Финляндией и Эстонией. На основании этого выдвинута версия об одинаковом характере всех этих повреждений. Министр обороны Финляндии Антти Хяккянен заявил, что будет усилен подводный мониторинг Финского залива и Балтийского моря. 19 октября Официальный представитель НАТО Дилан Уайт сообщил, что альянс решил увеличить интенсивность патрулирования Балтийского моря с применением военных кораблей, самолетов и беспилотников. МИД Финляндии по дипломатическим каналам связался с Китаем и Россией относительно расследования повреждений Balticconnector. 20 октября Агентство Reuters со ссылкой на данные отслеживания судов сообщило, что в районе газопровода Balticconnector, а также кабеля между Эстонией и Швецией в момент, когда там произошли инциденты, присутствовали только два судна — китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear и российский атомный контейнеровоз «Севморпуть». Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что НАТО должно остановить проход судов по Балтийскому морю в случае, если будет доказана причастность России к подрыву газопровода Balticconnector. Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна подчеркнул, что поскольку Balticconnector был поврежден извне, такие действия можно расценить как атаку на инфраструктуру НАТО. В российском «Росатоме» категорически отвергли, что контейнеровоз «Севморпуть» мог быть каким-либо образом связан с повреждением газопровода между Финляндией и Эстонией. 23 октября. Посол России в Германии Сергей Нечаев в интервью ТАСС отметил, что власти в Берлине пока комментируют тему аварии на Balticconnector осторожно, «но, разумеется, нельзя исключать, что желающие обнаружить и здесь „русский след“, найдутся». Заместитель главы МИД РФ Александр Грушко подчеркнул, что возможное решение стран НАТО об остановке прохода российских кораблей по Балтийскому морю будет грубейшим нарушением международного права, в Брюсселе должны понимать серьезность последствий такого шага. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о неприемлемости каких-либо угроз в адрес РФ и подчеркнул, что РФ не имеет никакого отношения к повреждению газопровода Balticconnector. 24 октября Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не может дать стопроцентную гарантию безопасности десятков тысяч километров подводных трубопроводов и кабелей государств — членов альянса. Полиция Финляндии подняла посторонний предмет, находившийся на дне возле Balticconnector, и пришла к выводу, что это якорь, у которого отсутствует часть. Финские правоохранительные органы заявили, что версия о причастности России при расследовании повреждения газопровода больше не рассматривается как основная. Начальник Центральной криминальной полиции Финляндии Робин Лардо рассказал, что основным объектом следствия является контейнеровоз Newnew Polar Bear. Власти Эстонии обратились к КНР с призывом провести совместное расследование повреждения подводной инфраструктуры Балтийского моря. Официальный представитель МИД КНР Мао Нин призвала провести «объективное, справедливое и профессиональное» расследование повреждения подводного газопровода между Финляндией и Эстонией, чтобы выяснить правду как можно скорее. По ее словам, Пекин всегда выступал за то, чтобы международное сообщество укрепляло сотрудничество и совместно защищало безопасность трансграничной инфраструктуры. © elering.ee Что теперь будет с поставками газа в Эстонию и Финляндию По оценке оператора газотранспортной системы Финляндии Gasgrid, трубопровод Balticconnector можно будет вернуть в эксплуатацию не раньше апреля 2024 года. «Можно предположить, что планирование ремонтных работ, сбор необходимого подводного оборудования и собственно ремонтные мероприятия, включая осмотр отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее пяти месяцев», — говорится в пресс-релизе на сайте Gasgrid При этом компания подчеркивает, что ситуация в энергетической системе Финляндии остается стабильной, а имеющиеся мощности покроют все потребности страны, даже несмотря на рост потребления газа в зимний сезон. Сейчас поставки газа в Финляндию обеспечены через терминал СПГ Инкоо, который импортирует сжиженный природный газ из США. В свою очередь, эстонская компания Eesti Gaas также заверила, что остановка прокачки по Balticconnector не угрожает надежности поставок газа. «Мы сотрудничаем с обоими крупными СПГ-терминалами региона, Инкоо в Финляндии и Клайпеда в Литве, и таким образом можем удовлетворить потребности наших клиентов в газе. Заполненность находящегося в Латвии газового хранилища находится на рекордном уровне и позволяет спокойно противостоять зиме. Эстония связана с Европой трубным соединением Литва-Польша, поэтому при необходимости газ можно доставить в наш регион и с той стороны», — говорится в сообщении на сайте компании. Почему обвинения в адрес России прозвучали так легко? Уже можно сказать, что инцидент с Balticconnector оказал куда большее влияние на европейскую политику, чем на энергетику. Еще после взрывов на «Северных потоках» в 2022 году Йенс Столтенберг поднимал вопрос о том, нужно ли будет считать атакой на инфраструктуру НАТО, требующей вступления в силу пятой статьи его устава о коллективном ответе, например, намеренное повреждение подводной инфраструктуры в Балтийском или Северном морях. В интервью газете The Washington Post генсек НАТО подчеркивал, что такие атаки трудно отслеживать, а потому их виновник сможет легко отрицать свою причастность. Как отмечает Bloomberg, «хотя авария Balticconnector не имеет большого значения для европейского газового рынка, она поднимает вопросы о безопасности поставок, когда Европа вступает в зиму». При этом агентство напоминает, что Россия прекратила поставки газа в Финляндию в мае 2022 года, примерно через неделю после того, как власти в Хельсинки заявили, что подадут заявку на членство в НАТО. © Фото с сайта НАТО Йенс Столтенберг Пока в Североатлантическом альянсе обратились к испытанной схеме — увеличили интенсивность патрулирования Балтийского моря и заявили о готовности «адаптировать размещение своих сил в регионе, чтобы обеспечить безопасность всех стран альянса». Точно такие же решения в Брюсселе принимали после диверсии «Северных потоках». Старший научный сотрудник аналитического центра Брейгеля Симоне Тальяпьетра в интервью CNN назвала аварию на Balticconnector «очень важным сигналом тревоги» для ЕС. По ее словам, Европа не может позволить саботаж своих трубопроводов и подводной инфраструктуры, поскольку это «будет иметь серьезные последствия для европейского газового рынка, цен на газ и, следовательно, для экономики». Многих удивила легкость, с которой европейцы начали указывать на Москву сразу же после первого известия об инциденте. Тут стоит напомнить, что 16 июня этого года НАТО открыла в лондонском районе Нортвуд специальный центр для защиты подводных трубопроводов и кабелей — как сообщалось, «на фоне обеспокоенности, что Россия составляет карту жизненно важной западной энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в водах вокруг Европы». «Угроза растет, существуют повышенные опасения, что Россия может атаковать подводные кабели и другую критически важную инфраструктуру, пытаясь разрушить жизнь Запада», — заявил тогда генерал-лейтенант Ханс-Вернер Вирманн журналистам в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Михаил Макаров

 

Ссылка на первоисточник
наверх