На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РОСБАЛТ

939 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентина Литвяк
    Это будет честный, добросовестный и смелый куратор! Достойный  отца и деда  истинных патриотов России. С Богом!!!Сын Кадырова в 16...
  • Eduard
    И главное:"Все знают,что позорная Европа пляшет под дудочку негров США!".Это просто позор!Боррель: Европейц...
  • Eduard
    Руководстао Европы на цепи надо на фронт Украины отправить,пусть там сами их "поддерживают"!Боррель: Европейц...

Россия может смотреть в 2030-й с уверенным пессимизмом

Самые удачливые российские предсказатели обнародовали свои экономические предвидения на это десятилетие — Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал доклад «Что дальше?» о мировых и российских сценариях на 2022-й — 2030-й. Перевес этой близкой к правительству аналитической фирмы над большинством прочих доказан тем, что ее разработка, составленная всего через две недели после 24 февраля, весьма удачно описала параметры подсанкционной российской экономики и сбывается сейчас почти по всем пунктам. Тем интереснее взгляд сотрудников центра в более далекую перспективу. Как солидные исследователи, они видят перед собой не только Россию, но и все человечество. В качестве структуры, которая обслуживает официальные круги, ЦМАКП даже счел своим долгом ввернуть какие-то геополитические замечания — что-то про Китай, Россию, Иран, Египет и Индию, которые теснят сейчас старые мировые центры «через череду политических, экономических и (локальных) военных конфликтов». Но никакой конкретизации эти мысли в докладе не получили и все дальнейшие рассуждения там вращаются только вокруг мировой экономики в целом и российской — в отдельности. Что касается окружающего мира, то ЦМАКП видит для него в этом десятилетии лишь два сценария: «базовый» (вероятность реализации которого 75-80%) и «кризисный» (20-25%). Первый — это примерно то, что и так происходило в последние годы, с возвращением темпов мирового роста после нынешней небольшой заминки к привычным 3-3,5% в год. Второй завязан на «ускоренный энергопереход… с максимально жестким вытеснением углеводородной энергетики… и соответствующий длительный структурный кризис». Темпы мирового роста в этом случае будут скромнее. И, что напрямую затронет Россию, баррель Urals по первому варианту подешевеет к 2030-му примерно на $15 против уровня 2022-го — 2024-го, а по второму — на $25. Вдобавок и объемы отечественного экспорта углеводородов «в перспективе расти, вероятно, не будут». Поэтому России, предсказывает ЦМАКП, «предстоит развиваться и преодолевать кризис при сжимающемся притоке природной ренты». То есть нефтедолларов при любом повороте мирового развития станет меньше. Но почему «преодолевать кризис»? Ведь в общепланетарном масштабе его вероятность оценивается экспертами как втрое более низкая, чем перспектива вполне устойчивого подъема. Потому что речь тут не о всемирном, а о собственном российском кризисе. ЦМАКП трезво исходит из того, что «санкции вводятся надолго» (на ближайшие 10–15 лет точно) и «переждать их, как пережидали локдауны из-за вспышек ковида, не получится». Казенный взгляд на санкции сводится к тому, что они, во-первых, неизбежны, а во-вторых, по большому счету полезны, полны новых возможностей и после преодоления временных трудностей откроют перед державой прекрасные перспективы. Надо отдать должное ЦМАКПу — в прямую полемику с официальной позицией он, разумеется, не вступает. Но его выкладки говорят сами за себя. Для России в нынешнем десятилетии ЦМАКП прописывает три сценария. 1. «Автаркия» (с вероятностью 10-15%). «Россия в максимально возможной степени все делает сама, пусть и за счет снижения технологического уровня, падения потребительских и эксплуатационных характеристик выпускаемой продукции, снижения уровня жизни населения». 2. «Институциональная инерция» (не меньше 45%). «Признается, что уровень нестабильности экономической и внешнеполитической ситуации настолько высок, что реализовать сколько-нибудь целостную „политику развития“ почти невозможно. Все, что можно сделать, — поддерживать макроэкономическую и финансовую (торговый баланс, курс, инфляция) стабильность, обеспечивать устойчивое финансирование бюджетных обязательств. В общем, хорошо знакомая по последним 15 годам экономическая политика — разве что несколько более жесткая из-за дефицита ренты. Результатом ее в качественно новых условиях может стать затяжная стагнация с постепенно нарастающим отставанием». 3. «Борьба за рост» (40%). В этом пункте ЦМАКП воспевает слияние в едином порыве чиновников, коммерсантов и народа; штурм тех внешних рынков, которые еще не закрылись для российских товаров; воспроизведение всего лучшего, что есть в китайском опыте, и т. п. Результат — вполне заметный рост экономики и благосостояния к концу двадцатых годов. Правда, только если не будет мирового кризиса, вероятность которого, как мы помним, не так уж мала (20-25%). Для этого случая ЦМАКП не приводит никаких расчетов ни по одному из трех российских сценариев. Сделаем правдоподобное предположение, что оценки оказались неутешительными, поэтому их в докладе нет. И уж точно неутешительными должны были оказаться прогнозы для варианта «автаркия», которые тоже выразительно отсутствуют в докладе. Причем для обоих мировых сценариев — «базового» и «кризисного». Подчеркивается только, что автаркический вариант хоть и «чрезвычайно маловероятен», однако «на уровне перехода практически к „военной экономике“ может оказаться едва ли не единственно возможным в случае дальнейшей резкой эскалации конфликта России со странами — геополитическими противниками». Каждый россиянин сейчас немного политолог и может самостоятельно взвесить, насколько вероятна «дальнейшая эскалация конфликта». Так или иначе, в прогнозе ЦМАКПа приводятся расчеты только для «инерционного» и «борющегося за рост» российских вариантов, реализуемых притом лишь в сочетании с благополучным «базовым» мировым сценарием. Суммарная их вероятность оценивается поэтому на уровне 65%, которые они делят (по ЦМАКПу) почти ровно пополам. В обоих случаях трехлетие с 2022-го по 2024-й — время спада ВВП и снижения народного потребления. Затем и то, и другое начинает расти. По «инерционной» версии, российский ВВП слегка превзойдет уровень досанкционного 2021-го только в 2030-м, а потребление выйдет на прежний уровень в 2029-м. По варианту «борьбы за рост» докризисные стандарты будут восстановлены уже в 2026-м, а в 2030-м ВВП и потребление на 10-14% превзойдут уровень 2021-го. Притом темпы экономического роста во второй половине двадцатых годов предположительно будут ускоряться и к концу десятилетия по «инерционному» сценарию достигнут неполных 2%, а по сценарию «борьбы за рост» составят 2,5-2,7%. То есть самый амбициозный вариант обещает меньший рост, чем прогнозируется для мира в целом. В качестве максимально возможного успеха преподносится ежегодное снижение веса России в мировом хозяйстве. А в реалистичном, причем явно не самом тяжелом варианте прописан почти десятилетний труд ради возвращения к досанкционному застою. Расчеты для еще более невыигрышных сценариев отсутствуют. Оттенки пессимизма, с которым России приходится смотреть в свое экономическое будущее, могут быть разными. Но надежд на расцвет в двадцатые годы нет точно. Виталий Гранкин

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх