В системе государственной итоговой аттестации наиболее слабое звено вовсе не единый государственный экзамен по итогам 11-ти лет обучения, который различные популисты на словах все время пытаются отменить, а основной государственный экзамен по итогам 9-ти лет обучения в школе. Если плюсы ЕГЭ, его целесообразность (упрощение процедуры поступления в вузы, образовательная мобильность, антикоррупционный характер — лучше всего это знают сами школьники, спросите их) все же перекрывают минусы, то ОГЭ, если вникнуть в суть, — просто бессмысленный, беспощадный бюрократический механизм, созданный только ради себя самого и тех, кто на нем зарабатывает.
У меня сейчас старший сын заканчивает обучение в 9-м классе и мы находимся внутри ситуации, поэтому текст написан в том числе на нашем семейном опыте. Во время подготовки к ОГЭ в школе начинается вся нервотрепка, давление, подмена образования натаскиванием на решение заданий этого контрольного мероприятия. В 9-м классе учителя как бы сходят с ума, накручивают учеников, родителей. Иногда начинают откровенно ребят из школы в колледжи выпроваживать, не стесняясь в выражениях. Когда вводили ОГЭ, то обосновывали это унификацией механизма маршрутизации выпускников основного общего образования: кому пойти в 10-11-й классы обычной школы, кому — в лицеи и гимназии, кому — в училища, кому — в колледжи. Но по факту самоопределение по этим направлениям никак не связано с результатами ОГЭ. В семье принимается решение на рубеже 8-9-го классов — тянет/не тянет ребенок, возможно, хочет пойти учиться по какому-то профилю (в художественный или музыкальный колледж, например), в ближайшую школу или сможет ездить, есть ли профильные предметы, которыми увлекается ребенок, и т. д. В ЕГЭ очень важен единый для всей страны формат экзамена, который повышает образовательную мобильность — выпускники из регионов могут поехать учиться в столицу, им не требуется дополнительная поездка на экзамены с риском потратить на это путешествие деньги впустую. После 9-го класса такая мобильность имеет значительно меньшее значение, потому что в основном из сельской местности и малых городов ребята перемещаются в административные центры — «в область», «в край». Дорожка уже проторена, родители сами часто ездят в столицу региона, сопровождают своих подростков. Если говорить про городских ребят, то им тем более «единость» экзамена только мешает. Потому что в большинство учреждений СПО и ССО берут без оглядки на результаты ОГЭ практически всех. Понятно, что есть конкурсные специальности, направления, в них как раз релевантны вступительные испытания в самих заведениях. Если рассматривать прием в 10-11-й классы, то во всякие элитные гимназии и лицеи отбирают по результатам собственных испытаний, которые проводятся еще в апреле, задолго до сдачи ОГЭ. Ребята в этот момент (14-16 лет) находятся в важной, рубежной личной ситуации с точки зрения возрастной психологии. Ломать их именно в это время, создавать им дополнительные, обоснованные только бюрократической логикой препятствия опасно, контрпродуктивно с точки зрения дальнейшего построения ими современных образовательных, профессиональных и жизненных траекторий. Любые преференции (за многодетность, за значки ГТО, за «Движение первых», за «Юнармию», за отца на СВО и пр.), которыми эта дурацкая система начинает обрастать, уничтожают весь смысл реального образования. Ей-богу, просто дайте детям учиться, не мешайте им это делать своей назойливостью и постоянным изменением правил игры. Так что когда увидите сторонника отмены ЕГЭ, скажите ему в лицо: «Ты сначала ОГЭ отмени, а потом про ЕГЭ горлопань, пустомеля!» Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»
Свежие комментарии